Вышел в свет 1620-й выпуск бюллетеня «Отрасли российской экономики: производство, финансы, ценные бумаги. Машиностроение» Информационного агентства AK&M.
В феврале 2025 года в российском машиностроении двадцать четвёртый месяц подряд наблюдался рост. Суммарное производство в пяти машиностроительных отраслях оказалось на 10.0% выше уровня февраля 2024 года. По сравнению с осенними и зимними месяцами 2024 года темпы роста производства заметно замедлились. За два месяца 2025 года совокупный оборот предприятий всех секторов машиностроения увеличился к аналогичному периоду 2024 года на 4.5%. А индекс PMI обрабатывающих отраслей России в марте продемонстрировал снижение к отметке 48.2 пункта, что может выступать предиктором грядущей стагнации.
В США в марте индекс промышленного производства превысил прогнозное значение, составив 50.7 против 49 в феврале 2025 года. PMI данного региона с декабря 2024 года по январь 2025 года находился выше критической отметки в 50 пунктов, падение зафиксировано с конца июля по ноябрь 2024 года.
В еврозоне индекс промышленного производства в марте вырос до 48.7 с отметки 48.6 в феврале, превысив прогнозное значение. Индекс PMI еврозоны находится с июля 2022 года заметно ниже критической отметки 50 пунктов, что указывает на ожидания продолжения спада промышленного производства. Рост обеспечен милитаризацией экономики ЕС, которая стимулирует рост промышленного производства в секторе.
В России создадут национальный исследовательский центр судостроения. Центр будет создан на базе Крыловского государственного научного центра. Образование НИЦ имени Крылова обеспечит интеграцию исследовательского, конструкторского, технологического и кадрового потенциала в единой научно-исследовательской структуре, а также повысит координацию и эффективность управления научными исследованиями в сфере кораблестроения и гражданского судостроения.
В 2024 году доля иностранных станков, закупленных в России для производства, составила 98.3%. В прошлом году предприятия приобрели 69.3 тыс. станков, что почти на треть меньше пикового 1 млн в 2023 году. При этом собственное производство станков в стране за пять лет (с 2020 к 2024 году) выросло более чем вдвое — с 5300 до 11360 штук. На Китай в 2024 году пришлось 71% объёма ввезённых станков в денежном выражении, или $1.61 млрд. Прямой экспорт японских станков в Россию сократился в десятки раз и лишь частично компенсируется поставками через третьи страны. Доля ввоза индийских станков в 2024 году по сравнению с 2020 годом выросла в 27.5 раз до $55 млн. В целом отечественные производители станков испытывают давление со стороны поставщиков из стран, где станкостроение в последние годы получило господдержку: Китая, Индии и Турции.
Подробнее о тенденциях в машиностроении — в выпуске №1620 ежемесячного бюллетеня «Отрасли российской экономики: производство, финансы, ценные бумаги. Машиностроение» Информационного агентства AK&M от 30 апреля 2025 года.