РЫНОК СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ


AK&M выпустило отраслевой бюллетень по машиностроению за август-сентябрь

1243
2 минуты

Вышел в свет 1645-й выпуск бюллетеня «Отрасли российской экономики: производство, финансы, ценные бумаги. Машиностроение» Информационного агентства AK&M.

В августе 2025 года в российском машиностроении тридцатый месяц подряд наблюдался рост. Суммарное производство в пяти машиностроительных отраслях оказалось на 16% выше уровня августа 2024 года. При этом наметился слом понижательного тренда в темпах ростах производства — значения стабилизируются в диапазоне 6–16% год к году. В целом, можно говорить о том, что машиностроительные производства во второй половине 2025 года демонстрируют относительную стабилизацию темпов роста, но результаты неоднородны по секторам. Согласно данным Росстата, за восемь месяцев 2025 года совокупный оборот предприятий всех секторов машиностроения значительно увеличился к аналогичному периоду 2024 года на 7.5%. При этом индекс PMI обрабатывающих отраслей России в сентябре 2025 года составил 48.2 пункта, сократившись по сравнению с 48.7 пунктами в августе.

Стоимостный объём экспорта продукции машиностроения в январе-августе 2025 года составил $17 млрд, при этом объём импорта продукции машиностроения в 5 раз выше — $84.9 млрд. В годовом сравнении рост стоимостного объёма экспорта по итогам восьми месяцев составил 30.2%, тогда как стоимостный объём импорта сократился на 5.9% год к году. В целом, дифференциал между стоимостью экспорта и импорта машиностроительной продукции в 2025 году продолжает сокращаться.

В России в январе-сентябре снизилось производство легковых автомобилей. По данным агентства «Автостат», производство легковых автомобилей в России за девять месяцев 2025 года сократилось на 2% в годовом сравнении, составив 567.9 тыс. единиц. Несмотря на значительное снижение автомобильного рынка (–2.4%), спад производства в легковом сегменте оказался минимальным. Основное сокращение пришлось на импорт, который уменьшился на 65%. При этом ряд китайских производителей начали сборку автомобилей в России. В сегменте лёгких коммерческих автомобилей (LCV) за указанный период выпустили 74.2 тыс. машин, что на 33% меньше, чем за аналогичный срок 2024 года. Производство среднетонажных грузовых автомобилей снизилось на 60%, крупнотоннажных — на 38%, автобусов — на 30%. Общий объём производства новых транспортных средств в России за январь-сентябрь 2025 года составил 695.1 тыс. единиц, что на 12% ниже показателя за девять месяцев прошлого года.

Сокращение выпуска российской сельхозтехники обсудили на совещании у Владимира Путина. Первый заместитель председателя правительства России Денис Мантуров сообщил, что негативная тенденция, наблюдаемая с конца 2024 года, была преодолена: с июня 2025 года фиксируется рост продаж российской техники, а в августе объёмы реализации превысили показатели аналогичного периода прошлого года. Производитель сельхозтехники «Ростсельмаш», несмотря на снижение отгрузок в первом полугодии на 50%, в августе увеличил продажи на 1.7%, а по данным на сентябрь — на 45% в годовом сравнении. Позитивная динамика также отмечается в сегментах прицепной и навесной техники.

Подробнее о тенденциях в машиностроении — в выпуске №1645 ежемесячного бюллетеня «Отрасли российской экономики: производство, финансы, ценные бумаги. Машиностроение» Информационного агентства AK&M от 22 октября 2025 года.